На машины из Армении массово доначисляют утильсбор. Кого это затронет :: Autonews

Долгами в сотни тысяч и миллионы рублей обернулась для многих россиян покупка автомобиля в Армении. Граждане приобретали в соседней стране машины для личного пользования и оформляли ввоз в соответствии с действующим законодательством, а позднее стали получать предписание от таможни доплатить гигантские суммы за утилизационный сбор и пени за ошибочное применение льгот. Autonews.ru разобрался в ситуации.

Почему доначисляют утильсбор на машины из Армении

В Autonews.ru обратились представители общероссийского общественного движения «Авто Союз» и граждане, получившие предписания от таможни доплатить утилизационный сбор на ранее купленные в Армении автомобили. С начала 2025 года в должниках оказались сотни таких автовладельцев. Граждане пользовались легальной возможностью покупки в соседней стране и приобретали преимущественно недорогие транспортные средства, но в результате оказались в должниках. Суммы, которые им доначислили, порой превышают стоимость самих машин. Помимо утилизационного сбора, таможенные органы требуют с них уплатить пени в сотни тысяч и даже миллионы рублей.

По словам члена совета «Авто Союза» Сергея Шубина, суммы доначисления «утиля» начинаются от 350–400 тыс. руб., а в некоторых случаях доходят до 3 млн руб. Все проблемные автомобили были ввезены в Армению из третьих стран, а позднее поставлены на российский учет. В основном с требованием доплатить столкнулись обладатели не самой свежей техники 2018–2019 годов производства.

Требования по доплате таможенные органы подкрепляют правом на проверку правильности оплаты «утиля» в течение трех лет и изменениями в законодательстве, датированными 2023 годом. Граждане с подобным не согласны и считают действия таможни незаконными, однако на деле доказать правоту им сложно. В распоряжении Autonews.ru имеется множество обращений и документов с ответами различных ведомств по таким случаям за 2025 год.

Фото: PlatesMania

Кто и как сталкивается с доначислением утильсбора

По словам автовладельца по имени Антон, с которым пообщался корреспондент Autonews.ru, на момент покупки автомобиля в Армении и последующей постановки его на российский учет ни о каких возможных проблемах он не думал, однако недавно внезапно для себя стал должником на 700 тыс. руб. Аналогичные проблемы возникли у многих других автолюбителей, преимущественно оформлявших машины в Южном федеральном округе.

«С 2014 года по 2020 год к автомобилям в Армении применялись национальные армянские ставки, которые были ниже российских, — напомнил Антон. — К таким машинам применялся переходный период сроком три года. В 2023 году они перешли в статус товаров Таможенного союза и получили выписку «Свободное обращение» на территории всего союза. Они выпускались по таможенному приходному ордеру (ТПУ). Люди свободно приходили на российскую таможню, подавали документы и ставили на учет машины, которые купили до ноября 2023 года. Утильсбор по ним составлял 5 200 руб. Поставил на учет и через полтора года после этого приходит письмо от таможни. У меня шестеро детей: пять школьников и одна дочка 1,5 года. Вот так моя многодетная семья стала должником в один день на 700 тыс. руб.», — рассказал о ситуации автовладелец.

Еще несколько примеров (все документы есть в распоряжении Autonews.ru). Автовладельцу по имени Алексей, купившему автомобиль 2008 года выпуска за 200 тыс. руб., растаможенный в Армении в 2017 году, доначислили 700 тыс. руб. А Абету, купившему машину 2014 года производства за 343 тыс. руб. (растаможена в Армении в 2019 году), — доплату в 1 273 800 руб. плюс пеню в 969 977 руб. и судебные расходы в 12 719 руб.

В чем нюансы начисления с точки зрения закона

Как пояснил Autonews.ru Сергей Шубин, проблемные автомобили ввозились в Армению из третьих стран до 2020 года, а при присоединении республики к Таможенному союзу был дан переходный период сроком три года: с 1 января 2020 года в Союзе начали применяться единые ставки «утиля», но именно с этого момента по отношению к Армении стал исчисляться переходный период. В соответствии с законодательством, никаких доплат при постановке на российский учет армянских машин физлицами не требовалось. Введенные изменения касались лишь машин, ввезенных в страны ЕАЭС в рамках товарооборота, но не гражданами для личного пользования.

Фото: Федеральная таможенная служба

Физлица-владельцы армянских машин подавали документы в российскую таможню с просьбой списать утильсбор по льготным ставкам, поскольку машина изначально покупалась для личного пользования.

«В постановлении по утильсбору № 1291 прописан регламент по администрированию таможней «утиля» и по приему документов по нему. Там сказано, что списание утильсбора носит заявительный характер. Для рассмотрения таможней заявления отводится 5 рабочих дней. Что должна делать таможня? Во-первых, проверить пакет документов и сам расчет утильсбора: соответствует ли заявленным требованиям машина, сам пакет документов. Теперь получается, что таможня приняла документы, списала «утиль» и стала присылать доплаты за несоответствие. Получается, она сама не исполнила требования законодательства», — считает Сергей Шубин.

Урегулировать ситуацию через суд и другие инстанции автовладельцам не удается.

«Писали уже уполномоченному по правам человека в Краснодарском крае, депутату Ярославу Нилову, в комитет по материнству и детству, уполномоченному представителю президента, сенаторам Матвиенко и Артамонову <…> Артамонов возмутился и отметил, что, если бы люди знали, что придется доплатить не 5 200 руб., а 2 млн руб., то не покупали бы такие машины. В п. 12 правил четко прописано, что таможня должна проверять не просто деньги на счете, а правильность исчисления утилизационного сбора. Это очень важно. Допущены нарушения при приемке документов, это массовые нарушения должностными лицами, таможней», — сказал Шубин, добавив, что наличие проблемы с коэффициентами признают и в ФТС. 

По словам собеседников, массовые проблемы наблюдаются преимущественно в Южном федеральном округе по машинам, растаможенным на ростовской, краснодарской, астраханской, сочинской, крымской, севастопольской таможнях.

Фото: Belkin Alexey / NEWS.ru / Global Look Press

Сама федеральная таможенная служба чаще всего ссылается на отсутствие у автовладельцев свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС). При этом на многие машины, что ввозятся для личного пользования, оно не выдается: советом ЕАЭС было решено, что на машины до 2015 года выпуска данное свидетельство не требуется.

29 августа 2025 года было дано разъяснение «О правилах и особенностях исчисления и уплаты утилизационного сбора» на сайте Южного таможенного управления (ЮТУ). Но это случилось лишь после проведенных проверок и массового доначисления утилизационного сбора гражданам после его уплаты.

Законно ли доначисление утильсбора на автомобили из Армении

Граждане, столкнувшиеся с требованием таможни доплатить «утиль», считают себя добропорядочными и невиновными в сложившейся ситуации. Однако, по мнению автоюриста Льва Воропаева, к которому Autonews.ru обратился за комментарием, доля истины в действиях таможенных органов присутствует.

«Действительно, постановление правительства № 1291 и сложившаяся практика предоставляет таможне право в течение трех лет довзыскивать недоплаченный размер утилизационного сбора, поэтому в этой части вряд ли что-то будет изменено. Думаю, здесь стоит рассуждать именно о тех пенях, которые они начисляют. С учетом недобросовестного или ошибочного поведения должностного лица, я полагаю, что именно пени должны быть предметом судебного разбирательства и уменьшения. В этой ситуации, я думаю, акцентировать внимание нужно именно на этом», — считает юрист.

Собеседник отметил, что недоплаченный «утиль» сегодня взыскивается через суды по всей стране.

Одной из главных проблем юрист назвал слишком частое изменение правил начисления утилизационного сбора, которые пересматриваются «чуть ли не раз в квартал». Эксперт считает, что часто именно из-за этого сотрудники ФТС допускают ошибки.

«К примеру, служба, не разобравшись в полном объеме, начинает доначислять утильсбор на автомобили, произведенные на территории Казахстана, что были ввезены в Россию якобы, как предполагали граждане, как товары ЕАЭС. Как оказалось, это было не совсем так. По заверениям автовладельцев, ФТС их уверяла, что это не повышенный утилизационный сбор, а в итоге через год его доначислили по повышенной ставке», — отметил Воропаев.

Фото: Федеральная таможенная служба

Обращение со стороны владельцев армянских машин с доначисленным «утилем» было рассмотрено в Краснодарской транспортной прокуратуре. Копия ответа имеется в распоряжении Autonews.ru. В документе говорится о выявлении факта ненадлежащей проверки должностными лицами Прикубанского таможенного поста Краснодарской таможни представленных при подаче заявления об уплате утилизационного сбора документов. В связи с этим в адрес и.о. начальника Краснодарской таможни внесено представление.

Вместе с тем в ответе указывается, что постановлением правительства от 29.12.2023 № 2407 «О внесении изменений в постановление правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1291» указанная правовая норма изложена в новой редакции, действие которой распространилось на правоотношения, возникшие до его принятия, дополнена альтернативным условием о возможности уплаты утилизационного сбора по ставкам, предусмотренным для транспортных средств для личного пользования (ТСЛП), в случае оформления документов, подтверждающих право собственности плательщика утилизационного сбора на транспортное средство, до 29 октября 2023 года (включительно).

«Изучением представленных документов и сведений установлено, что таможенные платежи при осуществлении таможенного декларирования уплачены в Республике Армения не по единым ставкам или в виде совокупного таможенного платежа в порядке, определенном главой 37 ТК ЕАЭС, свидетельства о безопасности конструкции транспортных средств отсутствуют. Данные обстоятельства свидетельствуют о несоответствии принадлежащих указанным лицам автомобилей критериям, предъявляемым к ТСЛП, и невозможности применения в отношении него льготного коэффициента в размере 5 200 руб.», — говорится в ответе.

Как пояснил юрист Воропаев, в сложившихся обстоятельствах гражданам можно попробовать побороться за начисленные пени в суде, однако отменить само доначисление утильсбора будет проблематично.

Autonews.ru обратился за комментарием в Федеральную таможенную службу.

Фото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press

Читайте также:

  • ФТС назвала причину доначислений утильсбора. Кому нужно доплатить
  • Массовые доначисления утильсбора. Что происходит и кто заплатит
  • Автомобильный союз назвал правительству аргумент для остановки утильсбора
  • Льготные ставки, цены и локализация. Мантуров — о последствиях утильсбора

Авторы ТегиАлександр Воронцов Обозреватель Autonews

Николай
Оцените автора
IT Знание
Добавить комментарий