Сытый бюджетник — утопия до тех пор, пока некоторые жрут в три горла

Олигархам и нуворишам лучше поделиться сверхдоходами со всем обществом, нежели гнев народный провоцировать

Неравенство в России выросло и вернулось к «досанкционному» уровню, свидетельствуют данные Росстата. Очевидно, расслоение станет серьёзным вызовом наступающей эпохи. Нежелание или неумение справиться с ним угрожают желанной стабильности.

По итогам 2024 года коэффициент Джини, демонстрирующий концентрацию доходов в руках отдельных групп населения, вырос до 0,408 (в 2023 году он был 0,405). При том, что в 2021 году, когда не было ни СВО, ни санкций, этот показатель составлял 0,409.

Также за год увеличился коэффициент фондов, отражающий разрыв между 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими — до 15,1 против 14,8 раза год назад. В тихом 2021-м эта цифра равнялась 15,2.

Таким образом, надеждам на то, что невиданные ранее зарплаты военнослужащих, работников военно-промышленного комплекса и промышленности в целом, всерьёз изменят картину распределения доходов в стране сбыться было не суждено.

Видимо, пока общество с радостным удивлением наблюдало как «поднимаются» квалифицированные рабочие, ещё вчера приносившие домой мизерные 30−40 тысяч рублей, а сегодня имеющие под сотню-другую, рядом тайно богатели нувориши.

Дельцы, зарабатывающие на военных и околовоенных заказах, подрядах и кормящиеся вокруг них «халдеи» стали загребать в разы больше, чем в мирные времена, продолжая поддерживать общую картину неравенства.

Если суммы доходов соразмерно выросли на полюсах общества, то общий дисбаланс никуда не исчез. Поэтому похвальба средней в РФ зарплатой в размере 88 тысяч рублей, которой на днях внезапно поразил Росстат, лишь наводит тень на плетень, искажая реальность.

Люди всегда оценивают своё положение в относительных категориях — в сравнении с другими. А разрыв лишь растёт. Если боевые действия остановить не получится (а это очень вероятно), в стране возникнут условия для кризиса не хуже, чем в каком-нибудь 1916-м.

Тот факт, что народ молчит, не должен никого успокаивать. Россияне редко инициативно просят о повышении зарплаты, указывают специалисты на психоисторические особенности соотечественников. Они терпят, а потом хватаются за вилы? Раньше бывало и такое.

Прочитать ещё статью:  Looking Glass анонсировала голографические «гололюминесцентные» дисплеи с ценой от $1500

Вот почему левые силы из года в год предлагают меры по сглаживанию неравенства. Однако, доминирующие в верхах экономические либералы блокируют инициативы, стремясь законсервировать наследие своего гуру Егора Гайдара.

Но если рыночные методы результат, устраивающий всё общество в целом, не дают, не следует ли повысить регулирующую роль государства? Первый шаг — значительное повышение МРОТ до 22 тысяч с гаком рублей кабинет Мишустина уже сделал.

Следующей системной мерой может стать изменение оплаты труда бюджетников. Их в РФ почти половина от всех трудящихся — 42%. Т. е. удвоение заработка госслужащих даст прирост дохода по экономике в целом почти в 1,5 раза. И потянет вверх зарплаты в бизнесе.

Нынешняя ситуация, когда в разных регионах специалисты с одинаковой квалификацией получат совершенно разные деньги, недопустима. Как и волюнтаризм начальства, имеющего возможность выписывать себе огромные премии за счёт трудового коллектива.

В идеале требуется переход на оплату труда бюджетников по единой тарифной сетке. В основе единого базового оклада должен лежать МРОТ, а далее градация в соответствии с уровнем квалификации. Региональные различия должны учитываться, но не более того.

Наверху это, похоже, понимают. И уже ведут речь об пилотных проектах новой системы оплаты труда, например, педагогов, которых среди бюджетников изрядная доля. Говорил президент и о важности распространить эти новации на всех госслужащих.

Однако, как суровость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения, так и благие пожелания главы государства сплошь и рядом входят в противоречие с реальностью. Майские указы, нацпроекты… Шума много, но результат так себе.

(Пример из другой сферы. Обещание Путина построить к 2030 году 2 тысячи гражданских самолётов спустя неделю отрихтовали до 1 тысячи, потом до сотен, затем сдвинули сроки на пару лет вправо, а теперь и вовсе надеются на возвращение в РФ «Боингов» и «Эйрбасов».)

Испытания новой системы оплаты труда бюджетников запланировано на 2026 год, а в 2027-м молочные реки и кисельные берега обещают уже всем. Однако, не случится ли так, как это было с медиками, когда им «повысили» зарплаты с помощью хитрых схем на бумаге?

Прочитать ещё статью:  400 смертей по плану: угольная промышленность в СССР и сегодня

Новое повышение может быть сымитировано перераспределением зарплат внутри отраслей, между разными категориями бюджетников. Например, учителей поддержат за счет пенсионеров или военных, если подпишут мир, или студентов, которые обойдутся и т. п.

Можно ли будет в этом случае говорить о снижении неравенства в обществе в целом? Конечно, нет. Если на всех бюджетников имеется, допустим, триллион, то как его между ними не дели, улучшений можно добиться лишь для отдельных категорий — за счёт других.

Мы делили апельсин, много нас, а он один. Чтобы принципиально повлиять на картину неравенства в первую очередь следует увеличить общий объём средств, выделяемый на содержание госслужащих. Нужно больше денег! Только тогда хватит на всех.

А значит, начинать нужно с источников средств. Если будет что распределять-перераспределять, любая форма делёжки окажется в пользу людей. Конкретные способы, тонкая настройка важны, но во вторую очередь — для повышения эффективности.

Срезать сверхдоходы верхних слоёв, имеющих избыток, и направить их на поддержку низов на службе государства — это единственный путь для искоренения неравенства. Проще говоря, снизить коэффицент Джинни в стране до приемлемого уровня.

Какого? Тут есть выбор.

Например, в СССР коэффициент Джинни в 80-е годы колебался в интервале 0,27−0,29 (а вот при Ельцине взлетел сразу до 0,40 и остаётся таким). А доходы 10% самых богатых превышали доходы 10% самых бедных всего в 5,6 раза (а не в 15, как сейчас).

Если столь человеколюбивый ориентир чиновникам невыносим и примером справедливости видеть современную Европу, то коэффициент Джинни в Белоруссии — 24, Финляндии — 27,7, Германии — 32,4, Сербии — 33,1. Есть куда стремиться.

Естественно, такие масштабные процессы должны происходить строго по закону. Разного рода актов придётся принять немало: и про недра, и про стратегические отрасли, и про офшоры, и про корпоративные налоги. Полномочия у власти есть. Было бы желание.

Николай
Оцените автора
IT Знание
Добавить комментарий